Им аплодируют в Большом Цирке | Андрей АКИМОВ

Им аплодируют в Большом Цирке

● Встречи

А ТЫ УМЕЕШЬ ДЕРЖАТЬСЯ ЗА ВОЗДУХ?


Цирковая студия «Арлекин» Александра и Анны Угольниковых в Лосино-Петровском ДК «Октябрь» известна многим, в том числе жителям других городов Московской области, и не только.
За десятки лет подготовку у супругов прошли более 3 тысяч учеников. Из них 10 человек, окончив Государственное Цирковое училище, стали профессиональными артистами цирка. Некоторые трюки, как, например, канатоходцы, являются уникальными и не имеют аналогов, разве что в Большом Цирке.

Руководитель студии – Александр Угольников, выпускник Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Награждён Почётным Знаком Министерства Культуры РФ «За особые достижения в культуре». Осенью 2004 года в канун 75-летия Московской области Указом Президента РФ ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ».

Накануне юбилея известного циркового артиста, а Александру в этом году исполнилось 60 лет, мне встретились с ним. Завязалась беседа, во время которой А.В.Угольников раскрыл секреты мастерства и ответил на вопросы.

– Александр Васильевич, наблюдая за достижениями ваших воспитанников, не перестаешь удивляться как быстро они осваивают навыки. В чём секрет такого успеха?

– Не всё зависит от преподавателя. Немалую роль играют способности самих ребят. Все ребята в разной степени талантливы от природы. Если есть способности и огромное желание – работается легко, а если их нет – занятия вряд ли пойдут на пользу. Никакой самый лучший педагог не сможет сделать из него циркового артиста.

– Об этом приходится говорить родителям, впервые пришедшими с ребёнком в студию?

– Да. Несмотря на то, что начинать работу с новичком все равно приходится с нуля, некоторым требованиям ученик всё-таки должен соответствовать. Во-первых, природная гибкость, хорошая растяжка, умение держать корпус. Это очень важно. Во-вторых, способность побороть страх. Если ребенок панически боится выполнять какое-то задание, он никогда не добьется результата. И, в-третьих, решающую роль играет искренне желание самого ученика – готов ли он к предстоящей большой и трудной работе, готов ли пожертвовать своим свободным временем ради искусства. Ведь кроме тренировок немало заданий приходится выполнять дома.

– На протяжении многих лет мы с восхищением наблюдали за выступлением акробатов, жонглёров, воздушных гимнастов. А от канатоходцев дух захватывает. Долго к этому шли?

– Обучая детей цирковому искусству, никогда не останавливаемся на отдельном жанре. Осваиваем всё. В каком-то из них ученик может проявить себя особенно ярко и сделать его своей козырной картой. С другой стороны, если работа в выбранном жанре не складывается, можно без труда перестроиться в другой жанр и с не меньшим успехом работать в нём. Что касается канатоходцев, эти номера мы готовили полтора года. Не было специального оборудования. Опробовали множество систем, но ни одна из них не удовлетворяла главным требованиям – безопасности. Пришлось идти иным путем: заняться разработкой конструкции самому.

– В чём была проблема?

– Дело в том, что сила натяжения каната в конструкции очень велика. Это необходимо, чтобы он не провисал. Много времени ушло на разработку прочных креплений. Сегодня, созданные мной сооружения выдержали испытания в нагрузке до 15 тонн. На таком канате можно безопасно заниматься.

– Александр Васильевич, а какова высота, на которой работают дети?

– Первые шаги начинаем делать на высоте полутора метра, держась, как говорится, за воздух. Под канат кладутся маты, на которые при потере равновесия можно падать. Когда ходьба на малой высоте ученику удаётся в совершенстве, канат поднимаем до 2 метров. На сегодняшний день подготовлен аттракцион длительностью около 20 минут, в котором задействованы двенадцать исполнителей. В него входят: шпагат, приседание на ноги и сидение на канате, элемент «ласточка», эквилибристика и акробатика с элементами танца. Дети исполняют сложнейшие трюки, не подвластные многим мастерам циркового искусства. Например, ходьба на носочках по канату (на пуантах). Из профессионалов им владеет разве что Марина Осинская, а у нас в студии – тринадцатилетняя Наталья Миронова. Кто когда-либо занимался классическим танцем, знает, что такое пуанте, и как трудно научиться ходить в них даже по полу, не говоря уже о канате толщиной 0,8 см да еще на высоте в несколько метров.

– Коллектив часто выступает на городских праздниках. Чтобы интерес у зрителей не пропадал, людям постоянно надо подкидывать новые зрелища.

– Зритель всегда ждёт нового. За год мы осваиваем несколько новых цирковых номеров. Среди них: воздушные гимнасты на большой высоте, тройная трапеция и полотна. Это действительно захватывающе и это надо видеть.

– Трюки небезопасные, особенно без страховки. Родители детей, наверное, переживают?

– Безусловно, боязнь есть. Ведь цирк – это искусство, сопряженное со смертельной опасностью. В этом случае большую роль играет то, как поведут себя родители: станут ли другом и помощником своему ребёнку или сломают его уверенность отговорами. Многие приходят на занятия вместе с детьми, чтобы оказать им моральную поддержку, и тем самым сопровождают сына или дочь на пути в артисты. Как сложится судьба детей, зависит, в конце концов, от родителей. Моя задача – дать профессиональную подготовку, обеспечивающую поступление в Цирковое училище, дать возможность пробиться в артисты.

– Кому же из юных лосинопетровцев улыбнулось такое счастье?

– Сегодня четверо моих лучших учеников выступают в цирке. Павел Леонов работает в Новом Московской Цирке на проспекте Вернадского под руководством народного артиста СССР Л. Костюка. Его коронный акробатический номер – «Перши». Сейчас Паша гастролирует во Франции. Женя Нуянзина трудится в Государственном цирке в номере «Медвежьи забавы» на канате. Артист Михаил Шашкин гастролировал по России с номером «Икарийские игры». Антон Кобычев стал профессиональным артистом Тульского цирка, выступает в жанре жонглирования. Недавно Цирковое училище окончили Александр Деев и Андрей Алдошин.

Подрастает и новое поколение артистов. Их судьба зависит от того, как будет складываться работа цирковой студии в дальнейшем, какая поддержка коллективу будет оказана заинтересованными лицами. Цирк это не шашки и не шахматы. Здесь один реквизит стоит тысячи долларов плюс многие-многие часы работы. Поэтому с будущее смотрю с некоторым опасением. Тем более с будущего года всем коллективам ДК “Октябрь” грозит переход на самоокупаемость, а это, на мой взгляд, не самый лучший вариант.
Беседовал
Андрей АКИМОВ

 
Статья прочитана 2014 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      8(496) 569-51-55

Skype  

ICQ