Диалоги о реформе образования

● Актуально

Свалимся ли мы в «культуру лени и вседозволенности»?

Как-­то раз мы с коллегами разговорились о сегодняшнем образовании в школах. Разумеется, разговор завязался не с пустого места: я дописывал интервью с начальником отдела образования, культуры и спорта городского округа о модернизации отрасли, затем спросил мнение у товарища. И понеслось…

Спустя минуту, в разговор было вовлечено несколько человек. Очевидно, тема реформы образования – острая.
Инновации, национальный проект, ЕГЭ, ФГОСы, модернизация… Терминология уступает по сложности разве что медицинской. Что всё это принесёт нашим детям? Так ли срочно требуется лечить подрастающее поколение? Об этом и происходила дискуссия.

Вот оно что!
Чёрт бы побрал эту модернизацию, подумал я, пытаясь сформулировать значение слова. Последний раз в контексте с образованием оно было на слуху, когда в классе старые компьютеры заменялись на новые. Так «модернизация образования» ассоциировалась с обновлением оборудования в школах. По словам педагогов, так оно и есть. Под эгидой приоритетного национального проекта «Образование» проводилось то же самое. Но никто не мог и предположить, что вместе с оборудованием поменяется и само содержание образования.
Выяснилось, что «модернизация» обобщает все нововведения последних лет.

Услуги – добровольное
– Спасибо за пояснение, – включилась в разговор Анна Васильевна. – Плюс новое слово в мой домашний словарь. Сын в будущем году пойдёт в школу. Хочется его как-то подготовить. Но, что будет в этой современной школе, я не знаю. Нет доступной информации.
– Информации действительно мало. Наверно потому, что некоторые вещи непросто объяснить простым языком.
– Да, что тут объяснять, – воскликнула Елена Петровна. – Большинство родителей выводы сделали сразу, как только образование возвели в ранг услуг населению. Очевидно, образование в России перестаёт быть всеобщим и обязательным. Посудите сами, когда ребёнок ощущает себя потребителем услуг, его невозможно сподвигнуть на большие усилия, которых требует освоение знаний. Получение услуг – дело добровольное. Стало быть образовательный уровень будет неуклонно снижаться.

Стало комфортнее?

– Будем верить, что опасения не оправдаются и перемены будут в лучшую сторону. Реформы проводят не глупые люди. Когда начальник отдела образования, культуры и спорта городского округа давала интервью городской общественно-политической газете, она выделила несколько положительных моментов, которые затронут наших детей. По её словам, в ходе модернизации образования дети получат комфортные условия обучения, качественное питание и насыщенный досуг, а педагоги – высокую зарплату.
–Зарплату педагогам давно увеличили. Да и чужая зарплата меня не волнует, – говорит Анна Васильевна. – Какие ещё условия будут созданы для моего ребёнка в школе? Когда, наконец, это случится?

– База создаётся уже сейчас. По словам работников системы образования, с прошлого учебного года в школах №1 и №2 введён федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В текущем учебном году обучение по новым стандартам начали все школы начального образования. У младших школьников стала равномерной нагрузка, грамотно выстроен режим дня. После обеда – развивающие занятия. Специальные часы отведены на культурно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. С этого года в учебном плане предусмотрены и занятия по духовному воспитанию.
– То, что теперь ребёнка придётся, буквально, поселить в школе, я поняла, – заметила Елена Петровна.

– Считаете, что это плохо? Школа будет работать на воспитание детей полный рабочий день. Особенно это касается младших школьников.
– Не знаю. Может быть, это настолько не привычно, поэтому и реагирую так. Когда я сама училась, у нас были продлёнка и факультативы. В чём разница? Сразу заметили перемены старшеклассники – учиться они теперь должны шесть дней в неделю. У кого на выходные были запланированы спортивные секции, вынуждены отменять тренировки. Насколько мне известно это новшество пришло с ФГОСами. Вычитала любопытную формулировку из нового закона об образовании, мол, стандарт требует «индивидуализации процесса образования, в том числе посредством самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных образовательных планов». Как вы думаете, какие «индивидуальные образовательные планы» составит для себя большинство подростков? Разумеется, планы освоения наименее трудоемких предметов. В итоге уйдут на второй план физика и химия, алгебра и тригонометрия. Мы не успеем оглянуться, как свалимся в «культуру лени и вседозволенности».
Уверена, что модернизация образования должна была ограничиться улучшением материально-технической базы.

– Мы обязаны взвесить все «за» и «против». Может, ребята научатся грамотно пользоваться правом выбора, познают шире и глубже те науки, которые им особенно интересны.
– В пятнадцать-то лет? Их поставь перед выбором: идти или не идти в школу? 99 процентов останутся дома. Есть ещё такие опасения, что в рамках реформы на фоне отношения к образованию, как услуге, резко снизится и обрушится статус учителя. В советской школе учитель был наставником и защитником детей. В рыночном обществе, которое сейчас пытаются построить, учитель – всего лишь служащий корпорации, которая предоставляет образовательные услуги. Это, конечно, символично, но что-то главное будет утеряно безвозвратно.

Если всё измерять деньгами
– Мне кажется, обрушится не статус учителя как такового, а статус образовательного учреждения, – не удержалась от реплики Анна Васильевна. До этого она внимательно слушала, следя за собеседниками. – Ведь кроме всего прочего, модернизация предполагает их полную автономию, открытие поля деятельности, как коммерческой структуры. У нас в городе уже есть два автономных учреждения – детсад «Звёздочка» и музыкальная школа. Интересно понаблюдать к чему это приведёт.

– Вопрос об автономии образовательных учреждений также обсуждался. Ряд нововведений касается хозяйственной части. У директоров школ и детских садов появится возможность самостоятельно привлекать денежные средства и распоряжаться ими.
– Вот тут прямо в точку. Как только речь зашла о денежных средствах, тут же вспомнила мнение писателя Михаила Веллера о смысле любой реформы: «Почему все реформы ухудшают жизнь большинства? Потому что первая и главная составляющая суммы всех действий любого человека и любой организации – это преследование собственных интересов. В наших конкретных «рыночных» условиях это – повысить рентабельность и доходы от своей деятельности». Лично я считаю, что эксперименты с образованием, здравоохранением и ЖКХ – недопустимы.

Вопросы остались
Наша дискуссия затянулось на пару часов. Ни одна беседа о насущных проблемах не длилась у меня так долго. Собеседники ждали конкретных примеров, доказательств тому, что всё, что ни делается – это к лучшему. Для продолжения темы «модернизации образования» я предложил бы провести «круглый стол», собрать родителей, пригласить специалистов. Всё-таки получать информацию о новых правилах и порядках в новой школе лучше из первых уст.
Так будет ли школа, превращаясь в коммерческую организацию, способствовать социальному расслоению? Или это останется опасением группы граждан? Будет ли социальный статус учителя приравнен к уровню обслуживающего персонала? Как это скажется на качестве образования? Вопросов больше, чем ответов.
Инициаторы реформы образования утверждают, что итогом всей работы должна стать удовлетворенность населения качеством общего образования. Кто ошибается – покажет время.
Если у вас есть своя точка зрения, и вы готовы ей поделиться – пишите в комментариях.

Андрей АКИМОВ
Фото автора

 
Статья прочитана 1223 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Комментарии к записи "Диалоги о реформе образования"

Посмотреть последние комментарии
  1. Трололош, Ваши поправки по тексту учтены. Спасибо.

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      8(496) 569-51-55

Skype  

ICQ