О реальности и далеко идущих планах Правительсва

• ЖКХ

Саморегулирование? Нет, не получается

Процессы и подходы, аналитика, снова подходы и процессы. Об этом и многом другом шла речь на конференции Общественной палаты РФ, посвященной контролю в сфере ЖКХ, и, в частности, раскрытию информации о деятельности управляющих организаций.

– Что за теория и высокие материи? – спросите вы. Да уж, разговор о процессах и подходах больше похож на теорию, чем на конкретный план мероприятий. Кто-то пытался понять, кто-то дремал. А тётя Маша с дядей Колей, возьмём их как персонажей, характеризующих рядовых граждан, по-прежнему разводят руками, удивляясь очередным попыткам чиновников сделать жизнь комфортнее, объясняясь известными узкому кругу терминами.
Причём проконтролировать эти попытки также трудно, как и их понять. Словом, конференция оказалась непростой, но очень важно найти слова
и примеры, чтобы донести до населения главное: как жить-то будем, как контролировать благодетелей и наёмных работников.

НЕДОВОЛЬСТВА ОТ НЕГОТОВНОСТИ
Участие в конференции приняла и Общественная палата г.о.Лосино-Петровский. И это не случайно. Горожанам, как и многим жителям заМКАДья, требуется хоть как-то понять некоторые аспекты реформы ЖКХ и, особенно, в части контроля. В качестве экспертов выступили заместитель генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Олег Рурин, заместитель директора Департамента жилищной политики и ЖКХ Минрегиона России Ольга Дашкова, руководитель дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Мария Шилина.
Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, открывая конференцию и расставляя акценты предстоящей беседы, призналась, что недовольство граждан из-за неудовлетворительной работы коммунальных организаций велико. Предполагалось, что люди, получив право распоряжаться домами, сами начнут заключать договора, сами будут требовать исполнения обязательств от управляющих компаний. Но общество оказалось не готово.

Как мне кажется, это было ожидаемо. Достаточно рассмотреть один факт, когда жильцы многоквартирного дома не могут собраться для обсуждения важного вопроса только из-за того, что друг друга не знают и/или знать не хотят. Я уже не говорю про «верят – не верят».

Вместе с тем, для тех, кто осознал сегодняшнее положение и хотя бы как-то разобрался в реформе ЖКХ, государство сделало серьёзный шаг навстречу : принято большое количество нормативно-правовых актов, усиливающих контроль государства, внесены поправки в жилищный кодекс, которые передали право жилищным инспекциям контролировать УК и так далее.

ИНФОРМАЦИЯ ПО СТАНДАРТУ
О контроле за деятельностью организаций, открытости ТСЖ и УК говорил Олег Рурин, заместитель генерального директора Фонда реформирования ЖКХ. Как чиновник он обстоятельно объяснял подходы, процессы и прочее. Но рядовые жители ждали простых конкретных слов и предложений: о ситуации на сейчас, что есть правильно, а что нет в работе коммунальщиков и требованиях жителей, и какова перспектива. Из доклада ясно: товарищество собственников жилья или нанятая жильцами управляющая компания обязаны иметь свой сайт, представлять информацию на федеральный и региональный сайты. Информация должна соответствовать стандартам, раскрывать не то, что хочется, а то, что положено по Закону. Приказ о формах раскрытия информации подписан и находится на согласовании в соответствующих ведомствах. Все эти сервисы должны работать! К тому же было бы не плохо создать их сразу, как только согласились на реформу, а не в процессе, когда коммунальщики приспособились, а мошенники озолотились.
Люди и не знали того, что должны были знать, в частности, что делается с их деньгами. А теперь при всех созданных сайтах и обменниках информации улетучилось доверие. Тётя Маша и дядя Коля не верят ни коммунальщикам, ни их Интернет-ресурсам.

А как им верить? Накануне конференции мы проверили информационные ресурсы городских управляющих компаний и сделали вывод: информация не раскрывается вовсе, либо не в полном объёме. У некоторых компаний, например ООО Управдом”, сайт закрыт (может, хостинг не оплачен), кстати на 24 июня сайт всё-таки заработал, или отсутствует вовсе. Так ООО «Жилкомсервис» с привязкой к г. о . Лосино-Петровский не возможно идентифицировать в поисковой системе интернета. Стало быть, сайта нет? У ООО “Монолит” сайт в разработке, нет даже контактов. В июле, после выхода в свет публикации он, наконец, заполнился информацией. До того комунальщики нанимали журналистов для публикации в печатных СМИ информации для населения. Но, по словам сотрудников редакции, – их кинули, не оплатив работу. О каком доверии к структурам ЖКХ может вообще идти речь, если элементарных требований подчас не выполняется.

Интересно, что над реализацией постановления Правительства РФ No 731 в сфере ЖКХ городского округа мне довелось работать сразу в 2010 году на примере ООО «Управдом». Согласен, что раскрыть непрозрачную финансовую деятельность организации, как того требовало МинЖКХ, не представлялось возможным, но всё самое нужное на ресурсе имелось: что, когда, где и на какую сумму ремонтируется.

Обнародован был и перечень платных услуг. Кстати, именно эта страничка была популярной, учитывая тот факт, что все коммунальщики в частном порядке называли совершенно разные суммы за услуги. Был рычаг требовать обратного и не вестись на обман. В настоящее время в городском округе нет ни одного сайта, удовлетворяющего требованиям Закона. Ну, может быть, УК «Мир», правда, как консалтинговая организация, указала более или менее полную информацию о себе и выложила формы договоров и протоколов.
Словом, прежде чем организовывать всероссийские конференции и позиционировать внедрение новых методик контроля, справедливо было бы потребовать приведение в порядок того малого, чего удалось заставить сделать. Резюмируя выше сказанное, горожанам можно посоветовать: требуйте от своих управляющих компаний исполнения Постановления No 731 (в редакции от 06.02.2012 г.); граждане, инициирующие создание ТСЖ, позаботьтесь о том, чтобы к вам также было меньше вопросов у жильцов и проверяющих органов. Сайт в интернете, стенд в доме должны быть!

Согласно стандарту, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
• общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
• основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей
организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
• сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
• порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
• сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
• сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Управляющие организации, ТСЖ, ЖСК обязаны опубликовать эту информацию в полном объеме на официальном сайте – www.reformagkh.ru. Также её необходимо разместить по выбору: либо на собственном сайте, либо на сайте органа исполнительной власти субъекта РФ, либо на сайте органа местного самоуправления муниципалитета, на территории которого организация осуществляет свою деятельность.
Если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет, необходимо опубликовать информацию в официальных печатных СМИ, которые распространяются на территории, где УК, ТСЖ, ЖСК осуществляют свою деятельность.

Раскрытие информации может осуществляться также на основании письменного запроса и запроса. Ответ обязаны дать в 20-дневный срок.
Ждёте месяцами – жалуйтесь. Кстати, УК может направить его почтой или выдать лично заявителю в своём офисе, а ТСЖ, ЖСК обязаны вручить лично по адресу фактического местонахождения органов их управления.

На запрос, поступивший в электронной форме, управляющая организация обязана ответить в течении 2 дней, а ТСЖ и ЖСК – в течении 5 рабочих дней. Если УК, ТСЖ, ЖСК не раскрывают информацию или делают это не в полном объёме, нарушают способы или сроки раскрытия информации, каждый вправе пожаловаться в Роспотребнадзор, Ростехнадзор, службу государственного жилищного и строительного надзора Московской области, прокуратуру или в суд общей юрисдикции.
Несоблюдение требований стандарта раскрытия информации является нарушением федерального законодательства! Эти нарушения влекут наложение административного штрафа от 250 до 300 тысяч рублей. Данные штрафы не должны оплачиваться за счёт средств собственников, возмещение штрафных санкций производится за счёт собственных средств управляющей организации или должностного лица.

МНОГОЕ НАДО ИСПРАВИТЬ
Общественная палата г.о.Лосино-Петровского, опираясь на федеральные законы и позицию коллег из Общественной палаты Российской Федерации, призывает всех собственников жилья активно подключиться к устранению недостатков и наведению порядка в ЖКХ. Во-первых, необходимо узнать избраны ли Советы домов, используют ли они в полной мере свои полномочия, в чём заключается их роль. Если группы граждан не хотят участвовать в создании советов, утратив всякое доверие к коммунальщикам, надо совместно поискать выход и поработать над правовым просвещением граждан. Во-вторых, важно проверить размещена ли на стендах в УК и домах информация, соответствует ли она полному объёму и форме требований стандарта. В-третьих, нужно выяснить, произведено ли раскрытие информации на сайтах муниципального, регионального и федерального органов в полном объёме, как требует стандарт. Наконец,
в-четвертых, узнать организована ли работа по рассмотрению запросов граждан, потребителей жилищно-коммунальных услуг в письменном виде и электронной форме.

ЧТО ВПЕРЕДИ? ПАСПОРТИЗАЦИЯ?
Заместитель директора Департамента жилищной политики и ЖКХ Минрегиона России Ольга Дашкова сообщила на конференции о введении электронного паспорта дома: паспорт на жилой дом, на многоквартирный, на инженерную инфраструктуры. Подробнее об этом можно прочитать в Постановлении Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 1468 г. Москва «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержаниюи ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах». В идеале паспорт дома будет содержать всю информацию о доме, в том числе сведения о благоустройстве, техническом состоянии, коммуникациях, видах проведённого ремонта.
«Как всё этой будет выглядеть?» – спросите вы. По словам О.А. Дашковой, необходимые рекомендации и методики подготовлены и переданы на экспертизу в Минюст РФ.
Ожидается, что и власти, и население будут с ними ознакомлены.

Руководитель дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ Мария Шилина напомнила участникам конференции, что для формирования электронных паспортов многоквартирных домов органы местного самоуправления должны будут подготовить перечни поставщиков информации. Уже в ближайшей перспективе отрасль ЖКХ должна перейти на электронную форму работы. Честно говоря, пока не налажены ключевые механизмы регулирования ЖКХ, тотальная электронизация вызывает больше скепсис, чем оптимизм. Но поживём – увидим.

ВОПРОС – ОТВЕТ
В дальнейшем работа конференции продолжилась в режиме «вопрос-ответ». «Что делать в случаях, когда раскрытая информация об управляющей компании не соответствует действительности?» – спрашивали участники встречи.
– Самый быстрый и действенный способ – сообщить о фальсификации на форуме нашего сайта ReformaGKH.ru, – сказал Олег Рурин. – Эту информацию обязательно прочитают представители надзорных и контролирующих органов и примут необходимые меры воздействия.
– Региональным центрам общественного контроля надо активнее взаимодействовать с Государственной жилищной инспекцией, – считает Светлана Разворотнева.
– Наша задача к концу года добиться, чтобы в каждом многоквартирном доме был как минимум один наш активист, который будет знать, куда и в каком случае необходимо сигнализировать о нарушениях.
Был и ещё один вопрос от коллег из регионов.

Он простой – а, знаете ли вы, что все ваши законы и инициативы не работают? Коллеги немного замешкались, а потом перешли к следующему вопросу. Цели задеть кого-то не было. Ведь больше всего люди переживают именно за то, что идеи буксуют, коммунальщики воруют, а наказанных нет. Как только система заработает, взаимоотношения жильцов и коммунальщиков вернутся в лоно закона, за словами последует качество и исполнение обязательств – всё обязательно изменится.

Саморегулирующего организма из системы ЖКХ на сегодня, увы, не вырастает. Значит, государству придется ещё и ещё раз подумать – как изменить ситуацию так, чтобы жизнь граждан действительно стала хоть немного комфортнее.
Андрей АКИМОВ

• Юридическая практика

С трудом добытая справедливость

В суд подала моя дочь Н.М. Тарасова, которая живёт в доме No 6 по ул.Гоголя. Она потребовала от управляющей компании ООО «Управдом» перерасчёт за некачественную воду
с июня 2010 года по декабрь 2011 года включительно. Борьба началась в июне 2010 года. Она с марта 2011 года по декабрь 2012 года не платила за горячую и холодную воду, в
результате чего образовался долг 21557 рублей. Долг вырос по той причине, что ООО «Управдом» не предоставлял никакой информации по качеству воды. Н.М. Тарасовой пришлось
подать в суд для разрешения всей этой ситуации. Юристы управляющей компании подали встречный иск на эту сумму. Потерпевшая предоставила протоколы анализов воды за три года, по которым вода в 2010–2011годы была некачественной, и только в 2012 году стала соответствовать СанПиНу. В итоге суд принял решение: “с управляющей компании ООО «Управдом» взыскать в пользу Н. Тарасовой в счёт оплаты денежной компенсации морального вреда, причинённого в связи с нарушением прав потребителя по оказанию услуг по холодному и горячему водоснабжению в период с июня 2010 года по декабрь 2011 года в размере 1528,01 рублей” (дословно). Соответственно снимается долг в сумме 21557, 38 рублей. В течение месяца коммунальщики могут подать апелляцию. Но, думаю, что не будут этого делать. Ждём окончательного решения.
Елена ПОЛИТИХИНА

 
Статья прочитана 584 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      8(496) 569-51-55

Skype  

ICQ